Программа индивидуальной воспитательной работы по развитию волевых качеств у борцов со слабой нервной системой.(по Б.А. Вяткину)

Волевые качества и задачи по ликвидации пробелов Средства и методы
Решительность и смелость
1. Формирование уверенности в своих силах. Развитие решительности и смелости 1. Индивидуальные беседы тренера. Использование индивидуальных методов тренировки
2. Моделирование условий соревнований на тренировки
3. Схватки (тренировочные) с борцами с различным уровнем физической, технической, технико-тактической подготовленности.
4. Анализ схватки (отмечать больше положительные моменты).
2. Формирование умения своевременно изменять тактический план ведения поединка в ходе схватки. Развитие творческого воображения, глубины, быстроты и гибкости мышления. 1. Схватки с более сильными соперниками. 2. Использование на занятиях подвижных и спортивных игр.
3. Формирование умения решительно и смело реализовать преимущество в заключительном действии. 1. Предъявление строгих требований к борцу: достичь преимущества в баллах в начале схватки, использовать стремление противника отыграться в конце схватки и добиться победы с явным преимуществом в поединке.
2. Анализ соревнований, обсуждение, особенностей технической, тактической, физической, психологической подготовленности противника. Составление тактического плана ведения поединка.
4. Выработка умений регулировать эмоциональное состояние и сохранять к старту нервно-психическую уравновешенность. 1. Проведение прикидочных соревнований в незнакомом спортивном зале, с более сильными борцами, в присутствии зрителей и т.д. (по договоренности в середине или конце схватки сильный соперник проигрывает).
2. Психологическая поддержка борца тренером, умение заставить поверить в свои силы, сосредоточиться и выиграть схватку.
3. Приход на взвешивание перед соревнованиями за 30 - 40 мин. до назначенного времени с целью спокойной подготовки к соревнованиям.
Инициативность и самостоятельность.
Воспитание умений контролировать свои действия в условиях соревнований, самостоятельно оценивать сильные и слабые стороны противника, самому принимать решения и выполнять их. 1. Систематическое проведение прикидок, на которых выполняется возможно большее число технико-тактических комбинаций на оценку.
2. Анализ и обсуждение схваток (проигранных и выигранных).
3. Провидение соревнований-конкурсов на лучшее выполнение технических приемов и более эффективное решение поставленной задачи.
4. Наблюдение за ТТД соперника и разработка тактического плана ведения поединка.
5. Саморегуляция. Использование перерывов в схватках для психологической поддержки борца.
Настойчивость и упорство
1. Формирование активного стиля ведения борьбы в течение всей схватки. 1. Регулярное посещение тренировочных занятий, терпеливое и многократное повторение упражнений технического технико-тактического характера, совершенствование физической подготовленности.
2. Разъяснение на конкретных примерах значения технически правильного выполнения приемов.
3. Использование системы оценок и контрольных нормативов
2. Повышение помехоустойчивости по отношению к неожиданным ситуациям, положениям и т.д. 1. Схватки с более сильным противником. Перед поединком не следует напоминать борцу о его недостатках, ошибках и слабых сторонах.
2. Моделирование условий соревнований.
3. Преодоление всевозможных трудностей в условиях тренировок и спаррингов (проведение поединка поочередно с несколькими соперниками и др.)
Выдержка и самообладание
1. Формирование выдержки и самообладания: бороться до конца схватки за положительный результат Воспитание терпеливости и выносливости в течение всех периодов схватки. Использование минутного перерыва с целью психологической поддержки борца
2. Формирование умений ясно мыслить в условиях эмоционального возбуждения 1. Требование самоотчета о своих действиях в схватке.
2. Применение приемов отвлечения и переключения мыслей.
3. Самоконтроль за проявлением эмоционального состояния
3. Адаптация в обстановке соревнований 1. Проведение тренировок в условиях, аналогичных обстановке соревнований.
2. Обучение приемам саморегуляции.
3. Коллективный просмотр и анализ схваток вероятных противников.
4. Изучение особенностей противников, места соревнований.



Лит-ра: "Индивидуализация подготовки борцов" А.Г. Станков, В.П. Климин, И.А. Письменский.
Москва, ФиС, 1984 г.